Газета "Эхо Турана" пишет о нас "О НОВЫХ ПРАВИЛАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"

— Кто может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?

В новом законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного 195 ФЗ от 10 декабря 1995 года. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 ФЗ № 442 от 28 декабря 2013 года). К числу таких обстоятельств относятся, в частности: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации, отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними, наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье, отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие работы и средств к существованию, сиротство несовершеннолетнего, безнадзорность или беспризорность несовершеннолетнего, нахождение несовершеннолетнего или его семьи в социально опасном положении, нуждаемость в санаторно-курортном лечении неработающих граждан, достигших пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), не имеющих права на получение социальной услуги по санаторно-курортному лечению (в соответствии с 178‑ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» либо права на санаторно-курортное лечение по иным федеральным законам). Нуждаемость в санаторно-курортном лечении подтверждается заключениями медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти края, по месту жительства, в случае их отсутствия — медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, по месту жительства.

— Кто определяет потребность в социальных услугах и выборе «поставщика» социальных услуг при наличии обстоятельств нуждаемости в социальном обслуживании?

С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации (в нашем районе это Управление социальной защиты населения), определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (статья 16 закона) с указанием поставщика социальных услуг. В Краснотуранском районе социальные услуги предоставляют два «поставщика»: муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Краснотуранского района», находящийся по адресу: Краснотуранск ул. Ленина, 37 (директор — Бычкова Наталья Николаевна), и муниципальное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Краснотуранский», находящийся по адресу: Краснотуранск ул. Юности, 34 (директор — Романенко Надежда Ивановна). Выбор «поставщика» социальных услуг остается за получателем социальных услуг.

— Поясните, что такое социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг?

— Это предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Участниками межведомственного взаимодействия являются: Управление социальной защиты населения Краснотуранского района, органы здравоохранения Краснотуранского района, отдел образования Краснотуранского района, отдел культуры, молодежи и спорта Краснотуранского района, центр занятости населения Краснотуранского района. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг. При осуществлении сопровождения социальным работником важно будет определить, что мешает гражданину вести полноценную жизнь, и постараться исключить их. В процессе сопровождения нуждающемуся будет оказываться содействие в получении не только социальных, но и иных услуг. Также будет проводиться оценка качества социальных услуг, их эффективности.
Вводится понятие «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», которое включает в себя систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. В ходе профилактики выявляются сведения и факты, свидетельствующие о наличии или отсутствии оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (ст. 15). По сути, обстоятельства, обусловливающие нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, могут стать основаниями для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
Профилактика означает предотвращение, в данном случае — предотвращение нуждаемости. Как нам кажется, предотвратить нуждаемость в каждом конкретном случае возможно главным образом за счет принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. И лишь в отдельных случаях может помочь разъяснительная работа, консультирование и обращение в иные уполномоченные органы и организации: например, в случаях безнадзорности, конфликтов и жестокого обращения, трудностей в социальной адаптации, безработицы. Невозможной представляется профилактика (в прямом смысле этого слова) в таких случаях, как преклонный возраст, инвалидность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства.
По результатам обследования условий жизнедеятельности гражданина специалистами делается вывод о причинах, влияющих на ухудшение этих условий. Например, в ситуации, когда в квартире, где проживает семья с ребенком-инвалидом, нет электричества, следовательно, условия проживания (жизнедеятельности) ребенка не являются удовлетворительными, возможной причиной может быть халатность родителей, малообеспеченность по причине отсутствия работы и т. п.
В качестве критериев нуждаемости гражданина в социальном обслуживании рассматриваются нуждаемость в круглосуточной, постоянной или временной посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению. Также рассматриваются социально-экономические факторы, такие как одиночество, отсутствие трудоспособных близких родственников, обязанных осуществлять помощь и уход, отдаленность их проживания, проблемы экономического характера, отсутствие жилья.

Тамара МАТВЕЕВА (АП)

http://exoturana.ru/sections/social/onovypraroa.html

Другие статьи