Газета "Эхо Турана" пишет о нас "О НОВЫХ ПРАВИЛАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
Первого января 2015 года вступил в силу новый федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». О том, какие новшества ждут получателей социальных услуг, рассказала руководитель Комплексного центра социального обслуживания населения Наталья Николаевна Бычкова.
– Как новый федеральный закон трактует базовые принципы социального обслуживания?
– В основе закона – соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, адресность и добровольное согласие на предоставление социальных услуг, приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной среде, конфиденциальность. Это означает, что при получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания. Социальным работникам должны быть присущи такие черты, как человеколюбие, милосердие, сострадание к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в помощи.
– Каковы права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг?
– Девятая статья закона декларирует их следующим образом:
1) получение в доступной форме бесплатной информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
2) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
3) отказ от предоставления социальных услуг;
4) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) участие в составлении индивидуальных программ;
6) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
7) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.
Получатели социальных услуг обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Закон предусматривает и права поставщиков социальных услуг:
1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном статьями Федерального закона;
3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Кстати, поставщики социальных услуг (как юридические, так и физические лица – например, индивидуальные предприниматели) вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
– Федеральным законом определены формы социального обслуживания?
– Предусмотрены три формы предоставления социальных услуг:
• социальное обслуживание на дому;
• полустационарное обслуживание – предоставление социальных услуг в определенное время суток;
• стационарное обслуживание – предоставление социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателей социальных услуг в организации социального обслуживания.
– А как же оказание срочных услуг?
– Срочные социальные услуги определены как самостоятельный вид социальных услуг, которые предоставляются теперь без заключения договора о предоставлении социальных услуг и составления индивидуальной программы в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.
– Закон предусматривает бесплатные или платные услуги?
– В соответствии с законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно и за плату.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, если их среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
2) гражданам в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. В нашем крае приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия оплаты социальных услуг в государственной системе социальных служб, устанавливаются тарифы для оплаты социальных услуг. Размер платы за социальные услуги устанавливается в зависимости от доходов граждан, прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
– Каковы условия предоставления социальных услуг?
– Федеральный закон предполагает индивидуальный подход к предоставлению гражданам необходимой им помощи, исходя из их потребности и нуждаемости в конкретных услугах. В соответствии с федеральным законом предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только по желанию гражданина. Законом предусмотрена также профилактика социального обслуживания, чтобы предупредить попадание человека в трудную жизненную ситуацию. Кстати, само понятие «трудная жизненная ситуация», которое ранее широко применялось в практике социального обслуживания, в новом законе отсутствует. Вместо него вводится понятие «нуждаемость в социальном обслуживании». Еще одна новая для специалистов норма закона – разработка для нуждающихся в социальном обслуживании индивидуальной программы, которая поможет решить возникшие проблемы и в которой будут определены форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг. Из важных для населения особенностей нового закона стоит отметить введение заявительной системы. Это означает, что теперь предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. При этом новый закон даст каждому нуждающемуся в помощи право самостоятельно выбрать организацию – поставщика услуг. Для этого в крае сформирован реестр поставщиков социальных услуг, в него войдут как государственные, так и негосударственные организации. Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг будет входить в индивидуальную программу гражданина, как и мероприятия по введенному новым законом социальному сопровождению, предполагающему содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
– Предусматривает ли новый закон контроль за осуществлением социального обслуживания?
– Да, новый закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля в сфере социального обслуживания, в том числе общественного.
Тамара МАТВЕЕВА (АП)
http://exoturana.ru/sections/social/onovyhpravilahsocialnogoobsluzhivaniyanaseleniya.html